«Запущенные» ученики

«Запущенные» ученики.

Как правило, репетитор, который готовит к экзаменам, испытывает моральное удовлетворение, когда его ученики получают высокие баллы на ЦЭ/ЦТ и поступают в те вузы, в которые планировали. Но ещё во время учебного года репетитор может испытать особую репетиторскую гордость, видя, как старшеклассник, чудовищно запустивший математику, начинает решать задачи, о существовании которых он раньше и не догадывался. Более того, радостно наблюдать со стороны то удовольствие, которые испытывают старшеклассники, которые после 3 – 4 месяцев тяжелейшего труда впервые в жизни смогли самостоятельно решить сложное уравнение или систему уравнений.

Каждый год ко мне приходят «запущенные» ученики, которые к 10 или 11 классу не научились складывать дроби или открывать скобки. Я не выясняю причин возникновения такой ситуации, но честно предупреждаю этих учеников, что от них требуется, по сути, трудовой подвиг в течение длительного времени. Им будет не трудно, а очень трудно, им понадобиться огромное желание, сила воли, выдержка, усердие, а также помощь и поддержка родителей. И при этом у таких абитуриентов практически нет шансов на высокие результаты на экзаменах, если они начали заниматься только в 11 классе. Всё, что они успеют при самой самоотверженной работе, - это ликвидация безграмотности и изучение основного курса (без углубленного) по математике, а до подготовки по физике, если она нужна, дело может и вовсе не дойти.

Именно такие ученики чаще всего прекращают занятия в первые два месяца занятий, так как они не привыкли выполнять домашние задания, не привыкли трудиться на занятиях, не привыкли выполнять требования преподавателя. Именно такие ученики чаще всего используют программы типа «fotomath», а теперь и ChatGPT, которые решают задачи вместо ученика. Именно такие ученики чаще всего рассказывают фантастические истории о пропавших тетрадях, незаданном домашнем задании, преподавателе, который ничего не объясняет, а если объясняет, то «я ничего не понял». В такой ситуации всем – ученику, его родителям и репетитору – надо не сорваться и продержаться 2 - 3 месяца. Как правило, после этого времени и тетради не теряются, и домашнее задание задаётся, и репетитор всё доступно объясняет, «хотя, в принципе, я и сам стал почти всё понимать».
По статистике только половина таких учеников, благодаря своему длительному самоотверженному труду, выдерживает «двойную» подготовку – системное изучение азов и прохождение основного курса. Остальные сдаются.
Занятия с такими учениками надо начинать как можно раньше, лучше всего на летних каникулах, когда новые «незнания» не накапливаются и можно сосредоточиться на ликвидации пробелов.